16 сентября 2021 г. в рамках заседания Совета по гражданско-патриотическому воспитанию Крымского федерального университета, на котором была обсуждена стратегия воспитательной работы с молодёжью и степень гражданской ответственности студентов, проанализирован вопрос о роли образовательного аспекта в противодействии глобальной террористической угрозе. Спикером выступила директор УМЦ по противодействию терроризма Университета Елена Губанова. В ходе обсуждения приведены и проанализированы сравнительные данные тестирования обучающихся «Индекс толерантности», прошедших образовательный курс «Противодействие радикализации и распространения идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде» и тех ребят, которые не принимали участие в образовательной программе. Если сравнивать показатели исследования, проведенного среди обучающихся, принявших участие в факультативном курсе и среди тех, кто не стал слушателем данного курса вы видим следующие результаты:
Субшкала «этническая толерантность», которая выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия (Таблица 1.) представлена следующими значениями.
Таблица 1.
Индекс этнической толерантности | Обучающиеся по образовательной программе ВО | Обучающиеся по образовательной программе СПО |
Низкий | 3,48 % | 3,32 % |
Средний | 46,27 % | 47,73 % |
Высокий | 50,25 % | 48,94 % |
Субшкала «социальная толерантность» позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам (Таблица 2.) показывает следующие результаты исследования.
Таблица 2.
Индекс социальной толерантности | Обучающиеся по образовательной программе ВО | Обучающиеся по образовательной программе СПО |
Низкий | 5,2 % | 5,44 % |
Средний | 86,51 % | 86,1 % |
Высокий | 8,29 % | 8,46 % |
Субшкала «толерантность как черта личности» включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру (Таблица 3.), представлена следующими значениями.
Таблица 3.
Индекс толерантности как черты личности | Обучающиеся по образовательной программе ВО | Обучающиеся по образовательной программе СПО |
Низкий | 1,16 % | 0,91 % |
Средний | 56,99 % | 67,37 % |
Высокий | 41,85 % | 31,72 % |
Анализ результатов исследования позволяет утверждать о целесообразности введения в учебный процесс разработанных специальных тематических курсов обусловлена следующими соображениями, поскольку уровень знаний обучающихся по основным проблемам, связанным с феноменами терроризма, радикализма и экстремизма, в том числе нормативно-правового обеспечения противодействия терроризму и экстремизму, условиям наступления юридической ответственности за совершение действий экстремистской и террористической направленности, не достаточно высок. О необходимости продолжать работу с обучающимися как по программе «Противодействие радикализации и распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде», так и разрабатывать иные просветительские и обучающие мероприятия, при этом делать акцент на изучение культуры и особенностей разных социальных групп, развития принятия и уважения инаковости другого, поиска конструктивных решений в возможных ситуациях межкультурного конфликта, во избежание психологического и физического насилия. Мы бы хотели особую роль уделить работе специалистов-психологов, в том числе в проведении среди обучающихся тренингов по тематикам культурных и социальных стереотипов (их выявление и развинчивание), взаимоотношений в группе (выявление точек тревоги, конфликтных зон), что будет способствовать повышению психологической грамотности и снижению уровня напряженности в студенческих группах. Участники мероприятия принимают позицию, что именно образование и просветительство играют важнейшую роль в противодействии глобальному вызову современности – терроризму.